Домой Отправить e-mail

Когда и как надо вызывать Скорую помощь к ребенку.

 

Принципы оказания экстренной медицинской помощи детям.

В городе Москве существует четыре ступени оказания медицинской помощи детям:

  1. Поликлиника и травмопункт.
  2.  Неотложная помощь на дому.
  3. Служба Скорой помощи "03".
  4. Стационар (больница) и центральные круглосуточные травмопункты.

        Поликлиника в лице участкового педиатра оказывает амбулаторную помощь заболевшим детям при обращении на прием или вызове врача на дом. Поводом к обращению в поликлинику может служить острое заболевание или обострение хронического заболевания, в случае, если ребенок находится в удовлетворительном состоянии, у него нет высокой лихорадки, нет нарушения в какой бы то ни было степени жизненно важных функций (дыхание, кровообращение). Заболевшие острым инфекционным заболеванием в удовлетворительном состоянии должны быть приняты в специально отведенном боксе вне очереди! Вызов участкового педиатра на дом должен быть оформлен при остром заболевании или обострении хронического заболевания, когда явка на амбулаторный прием невозможна по тяжести состояния заболевшего ребенка (высокая лихорадка, частый жидкий стул и т.п.) Все вопросы ухода за ребенком грудного возраста, диете, оздоровительным мероприятиям, по лечению хронических больных в стадии ремиссии (вне обострения) должны решаться только с участковым педиатром. Привлекать для этого экстренные дежурные медицинские службы города - мягко говоря абсурдно. Жалобы, дескать: "Наш участковый врач ничего не понимает в медицине" - родителям следует обращать  к администрации поликлиники, но никак не к сотрудникам вышеупомянутых служб.

        Детская неотложная помощь принимает вызовы на дом круглосуточно. Поводом к вызову дежурного педиатра неотложной помощи может послужить остро возникшее заболевание, когда поликлиника уже закончила прием вызовов на дом. Это же относится к выходным и праздничным дням. Диспетчером детской неотложной помощи должны быть приняты на исполнение вызовы с поводом: острое инфекционное заболевание с лихорадкой, обострение хронического заболевания без нарушения жизненно важных функций. Уровень температуры у ребенка не является обоснованием отказа в принятии вызова! В случае отказа в принятии вызова, настоятельно рекомендую поинтересоваться фамилией диспетчера и довести эти данные до администрации поликлиники, на базе которой располагается "неотложка". К моему глубоком сожалению, в последние годы участились случаи откровенного саботажа со стороны диспетчеров пунктов неотложной помощи. Выглядит это так:

  1. Телефонная трубка положена. При дозвоне - частые гудки. Поверьте, телефон не может быть занят более 1-1,5 часов подряд, (тем более ночью!) если это не время эпидемии гриппа.
  2. Телефонная трубка не поднимается. Либо отключили аппарат, либо (сам видел!) на телефоне лежит большая подушка. При дозвоне - длинные гудки. Если телефон не отвечает более чем 10-15 минут (диспетчер отошел в туалет), - это саботаж. Чередование периодов длинных гудков и частых - ни о чем не говорит. Это просто Вы попадаете на попытки дозвона Ваших друзей по несчастью. 
  3. Телефонная трубка поднимается, но неопознанный "объект" Вам сообщает, что служба неотложной помощи расформирована, что врачей нет, машин нет, или врач настолько занят, что приедет к Вам через 5-10 часов. Все это наглая ложь! Если доктора действительно перегружены, у Вас примут вызов, а после этого сообщат о возможных задержках. Или, уважающий себя врач вскоре позвонит, даст совет и договорится с Вами о той или иной отсрочке выезда, а то и вообще не выедет, но это уже Ваша с ним договоренность. Если же Вам, не спрашивая адреса, с поводом к вызову "температура 38,7 градусов" рекомендуют вызвать "03" - это саботаж!

        Нисколько не хочу очернять службу детской неотложки. Там, в основном, работают честные, отзывчивые и высоко квалифицированные специалисты. Неоднократно видел, как искренне удивляются вовремя прибывшие по вызову врачи неотложки, когда родители сообщают им, что были предупреждены, что те явятся часов через 5-6! Так вот, саботажников надо наказывать! Такие "товарищи" не только обманывают родителей, отказывая детям в медицинской помощи и вносят тем самым разброд в целостность медицинской службы города Москвы, они еще и позорят своих же сотрудников!

        Для борьбы с саботажниками от медицины есть очень простое средство - спросить их фамилию. Телефонное хамство (а иначе это не назовешь!) невозможно без анонимности. Как правило, достаточно поинтересоваться фамилией диспетчера, как сразу же "появляются" машины, врачи, да и время (вымышленное, конечно) до приезда оного , сократиться, как минимум, вдвое. Для особо упертых существуют дежурные телефоны окружного и городского управления здравоохранением. Особенно, если телефонная трубка лежит или не поднимается! Не поленитесь, позвоните. Телефоны дежурных по управлению здравоохранения доступны, они есть почти в каждом справочнике. На телефонах дежурят круглосуточно ответственные люди, которые примут безотлагательные меры.

 

Поводы к вызовам, которые на "неотложке" законно принимать не обязаны:

  1. Вызовы к детям не находящимся в районе обслуживания данной "неотложкой". (В этом случае диспетчер должен предложить 1-2 телефона сопредельных пунктов детской неотложной помощи, к которым, скорее всего, относиться Ваш район).
  2. Все состояния, сопровождающиеся нарушением жизненно важных функций различных органов и систем: дыхания ("задыхается"), кровообращения ("посинел", "сердцебиение"), центральной нервной системы ("судороги", "потеря сознания"), мочевыделительной системы ("не мочится"). Сильный кашель, сильный насморк, сильная головная боль, частые мочеиспускания, высокая температура - не являются признаками нарушения жизненно важных функций.
  3. Все травмы. В случае незначительной травмы Вам должны дать совет по лечению или сообщить адрес ближайшего травмопункта. К незначительным следует отнести небольшие раны рук и ног без кровотечения, небольшие ожоги у детей старше 1 года, ушибы конечностей, без явного подозрения на перелом или вывих.
  4. Все кровотечения. Носовые, желудочно-кишечные, легочные, посттравматические.
  5. Все острые отравления, когда факт отравления подтвержден.
  6. Случаи болей в животе, когда нет указаний на рвоту и частый жидкий стул. (Подразумевается необходимость исключения острого аппендицита).
  7. Все ситуации, когда предполагается экстренная госпитализация ребенка (тяжелая пневмония, не поддающаяся амбулаторному лечению, тяжелая кишечная инфекция с проявившемся, а не мифическим обезвоживанием и т. п.)
  8. "Странные" состояния: резкая слабость, внезапная сонливость, немотивированное беспокойство, резкое изменение цвета кожных покровов, неадекватное поведение. Все эти состояния можно назвать "странными", если родители никак не могут увязать данное состояние с текущим заболеванием ребенка или особенностями проводимой терапии (например, сонливость - может быть следствием назначения антигистаминных препаратов типа супрастина).

Все вышеуказанные случаи (кроме первого) являются поводом к вызову "03".

 

Следует сделать ряд замечаний:

  1. О ситуации, что ребенок "задыхается" можно говорить только тогда, когда ему действительно трудно дышать, даже ртом. Как уже говорилось, сильный насморк и сильный кашель не относятся к причинам, могущим вызвать это состояние. О том, что человек "задыхается", говорит, как минимум то, что ему трудно вдыхать или выдыхать, и он дышит учащенно и шумно. А сильный насморк и кашель лечит участковый терапевт или врач неотложки, если это необходимо. Резюме: человек может кашлять, когда задыхается, но не задыхается от того, что кашляет. Люди, не возводите на своих детей напраслину, не гневите Бога! Даже если Вы в Него не верите.
  2. Если у ребенка незначительная травма (см. выше) - обращайтесь в свой травмопункт. Вам все равно туда дорога. Приезд "скорой" ничего не изменит.
  3. Засунутые в нос и в уши пуговицы, камешки и т. п. прекрасно извлекут в ЛОР-отделении больницы №1 (Морозовская),  №2 (Св. Владимира),  №13 (Филатовская). Они работают круглосуточно. Бесплатно. "Скорая" Вам здесь ничем не поможет! Состояние ребенка при этом никак не ухудшится, конечно, если Вы не затяните с визитом дня на два.
  4. Если у ребенка серьезный ожог (не случай, когда "мальчик обжог пальчик"), обработайте ожоговую поверхность холодной водой из-под крана, дайте анальгин или парацетамол в подходящей для данного возраста дозе, напейтесь сами валерьянки и не делайте больше НИЧЕГО! Не верьте доморощеным "врачевателям" и глупым книгам. Дождитесь "скорую".
  5. Если у ребенка носовое кровотечение, приложите лед к переносице. Именно лед, примочка с холодной водой не подействует! Где летом взять лед? У каждого в холодильнике лежит либо мясо, либо курица, ну, в общем, понятно. Если через 10-15 минут толку мало - вызывайте "03".
  6. Если у ребенка Вы заподозрили желудочно-кишечное кровотечение - сохраните подозрительные выделения до прихода врача.
  7. Если поведение ребенка Вам кажется "странным", если Вы прямо подозреваете острое отравление или Вы застали Ваше чадо за приемом каких-то препаратов, срочно вызывайте "03". Это тот случай, когда промедление смерти подобно! Сохраните до прибытия бригады то, что он "ел", или пытался, на Ваш взгляд попробовать. Хуже всего в данной ситуации - беречь "честь мундира". Как досадно порой бывает, когда бабушка лишь только в больнице, да и то под напором неопровержимых доказательств "вспоминает", что потеряла упаковку с сильнодействующим лекарством.
  8.  Если у ребенка только что заболел живот, желательно тут же поставить ему очистительную клизму. Можно дать но-шпу в соответствующей возрасту дозировке. (Вообще, матери, или лицу ее замещающему, следует знать, когда у ребенка последний раз был стул, и его характером тоже поинтересоваться не мешает. Как не стыдно! Некоторые родители узнают о том, что у ребенка, к которому они вызвали "скорую", не было стула более 3-х суток - уже в присутствии врача! При том, что это отнюдь не спившиеся или бомжующие граждане!) Если после вышеперечисленных манипуляций улучшение в течение 1-1,5 часов не наступило, желательно вызвать "03". То же относится и к случаю, если живот болит уже более 4-5 часов. Клизма здесь уже не показана. Скорую вызвать желательно, но не обязательно. В дневное время работают поликлиники, там есть врачи, даже, местами, и хирурги. Не слышал, чтобы кому-то когда-то отказали в осмотре. А кроме аппендицита причиной болей в животе может быть 33 заболевания, в том числе добрая половина терапевтических, т. е. лечимых у участкового педиатра.

 

Когда не следует вызывать "скорую".

  1. Если Вы решили посоветоваться с врачом по поводу какой-то важной для Вас медицинской проблемы, не относящийся к угрожающему состоянию жизни и здоровья Вашему ребенку, и вызвали для этого "03" - не обижайтесь. Можете услышать о себе и Ваших родственниках много нелестного. (К примеру, Вам очень хочется знать: "Если будет насморк, что лучше капать в нос, "Нафтизин" или "Називин"?" или "Чем лучше кормить, "Хипом" или "Хопом"?") Подобные советы Вам даст участковый врач, или человек его замещающий. "Скорая" не дает консультаций!!! Не занимается раздачей полезных советов!!!
  2. Ребенок заболел, а участкового врача вызывать почему-то не хочется. Если Ваш ребенок не нуждается в экстренном оказании медицинской помощи и госпитализации, Вы даром потеряете время."Скорая помощь" назначением лечения не занимается!  Не обижайтесь, если на Ваш вопрос: "Так чем же лечить ребенка?" с Вами вежливо (или не очень) попрощаются.
  3. Вам нужен больничный лист по уходу за ребенком, а врача вызвать не успели, Вам нужна справка, а поликлиника уже закрыта. Бесполезно. "Скорая" ни больничные листы, ни справки в какой бы то ни было форме не выдает! Если очень надо - вызывайте "неотложку".
  4. Если Вам в поликлинике дали направление на плановую госпитализацию, а Вам не хочется тратить деньги на городской транспорт - не вызывайте для этого "скорую". Служба "03" занимается только экстренной госпитализацией. "Скорая" - не бесплатное такси! Так что, Вас в этой ситуации никто никуда не повезет. По крайней мере - не обязаны.
  5. Вы вызвали "03" и говорите: "У ребенка эта сыпь уже 3 недели, а вот сегодня мы что-то заволновались..."  В этой ситуации "скорая" Вам не поможет. А если все это происходит часов в 12 ночи - услышите о себе много интересного. Врач "03" лечит только остро возникшие заболевания или обострение хронических! Для всего остального существует поликлиника и различные консультативные и диагностические центры.

 

Другие полезные советы.

  1. Если Ваш ребенок серьезно болен и Вы настроены на госпитализацию - сообщите об этом врачу сразу. Если на госпитализацию не пойдете в любом случае, - тем более. И Вам и доктору будет от этого проще в дальнейшем общении.
  2. Если врач "скорой" предложил поехать в больницу не делайте круглых глаз и не говорите, что Вы в шоке от подобного предложения. Во-первых Вы вправе отказаться от госпитализации, оформив отказ соответствующим образом. Во-вторых уже сам факт Вашего обращения на "03" предполагает подобный исход дела, так что будьте готовы.
  3. Если Вы заведомо настроены на госпитализацию, вызывайте "скорую", по возможности, в светлое время суток. Ночь - для экстренных больных, а не для тех, у которых "5 дней понос, а вот теперь, наконец, решили".
  4. По возможности, не обращайтесь на "03" в период с 7-00 утра до 9-00 утра. Это время пересменок. Мало того, что все люди, и все хотят уйти домой вовремя. Это прежде всего Вам надо, чтобы пришел врач с ясной головой и твердой памятью. А если придет предельно уставший товарищ после 23 часов ударного труда, поверьте, качественной медицинской помощи Вы не получите. Ну - не роботы! Конечно, если что-то случилось серьезное и действительно неотложное - Вам не откажут. Выложатся из последних сил и сделают все как надо. Если же дело терпит - потерпите. Особенно, если оно касается предполагаемой госпитализации, и не связано с угрозой жизни. Поверьте, это прежде всего в Ваших интересах.

Как правильно вызывать "03".

  1. Правильно сообщите адрес и номер телефона. Если сомневаетесь в правильности адреса - спросите у соседей, загляните в паспорт. Если телефон не работает, оставьте номер сотового.  Вас никто не будет беспокоить зазря.
  2. Если Ваш дом стоит нестандартно, если ранее уже были трудности с его поиском - сообщите дополнительные координаты. (Проезд с улицы такой-то, от дома такого-то, въезд со двора, нумерация подъездов обратная и т. п.)
  3. Если Вы живете в новостройке, обязательно сообщите дополнительные координаты (возле магазина "Продукты", рядом с кинотеатром "Победа", за перекрестком улиц Строительной и Монтажной и т. п.) Нередко даже сотрудники местной милиции затрудняются оказать помощь в поиске нового дома. 
  4. Если достаточно давно нет ожидаемой "скорой" позвоните повторно, может быть Вас просто не нашли, так как Вы указали неправильный адрес.
  5. К сожалению, встречать бригаду "скорой" у подъезда стало немодным. А жаль. Очень часто проезд к дому затруднен из-за припаркованных машин, на доме нет номерного знака, не пронумерованы подъезды, не открывается кодовый замок, да мало ли еще какие мелочи не позволяют бригаде быстро добраться до больного, когда искомый дом уже - вот он. Вы могли бы оказать реальную помощь сотрудникам "скорой", они быстрее перейдут от поисков к оказанию помощи. Или Вам это не нужно?

И последнее.

        Если к Вам приехали позже чем через 30 мнут после обращения - не торопитесь обрушивать на прибывшую бригаду свой гнев. Поинтересуйтесь, когда и где сотрудники "скорой" получили Ваш вызов на исполнение. Все сведения отмечены в карте вызова. Фальсифицировать их невозможно. Скорее всего к Вам доехали минут за 10-15, после того, как обслужили предыдущего больного, а Ваш вызов простоял 40 минут до этого в ожидании свободной бригады. Хотите несправедливо обидеть предельно уставших, голодных  и не в чем не повинных людей? Бог Вам судья. Но не ожидайте после этого и любезности с их стороны. Будьте здоровы!

 

Домой Отправить e-mail

Hosted by uCoz