на главную делу время отправить e-mail

Методические рекомендации по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи детям на догоспитальном этапе.

    Работа на Скорой помощи приучает ставить диагноз, осмысливать ситуацию и принимать решение быстро. Уже через короткий промежуток времени начинаешь многое делать на уровне автоматизма. Однако и на "скорой" возникают ситуации или очень нестандартные, или слишком сложные, когда оказывается не просто сразу выбрать правильную тактику. Человеческий мозг устроен таким образом, что информация, которая не имеет ежедневной востребованности очень быстро переходит в разряд ненужной и забывается. Таким образом, попав к тяжелому больному, с редко встречающийся патологией уже не помнишь всех необходимых деталей, нужных для принятия правильного решения. С другой стороны бывают моменты, когда на тебя наваливаются тяжелейшие обстоятельства (крайне тяжелое состояние больного, резко негативный или истерический настрой родственников и т.п.), когда начинаешь теряться, "вылетает" все из головы.

    Помучившись так года два, я решил сделать себе шпаргалку. Будучи студентом, никогда не пользовался подобной "помощью", а тут вот решил не рисковать чьей-то жизнью из-за личной гордыни. Разрезал пополам общую тетрадку и сделал по краям "раздельник" на манер телефонной книжки, только вместо заглавных букв поместил понятные с первого взгляда пиктограммаки.  В каждом разделе, кратко и в строгом порядке описал основные данные той или иной патологии и тактику ее купирования. Справочник мой легко входил в карман, благодаря "раздельнику" быстро находилась нужная информация, текст содержал только то, что можно забыть, без всякой лишней шелухи. Это позволяло прямо у постели больного (или в пути, если была возможность) в течение 2-3 минут повторить основные моменты диагностики и лечения. Уже никакое волнение, никакая рассеянность не давали повода на необдуманное или ошибочное решение. Короче, с этой моей "методичкой" я чувствовал себя уверенно в любой ситуации.

    Работать, в целом, стало легче. Решил показать свое "творение" коллегам. Кто-то снисходительно улыбался, но многим понравилось. Несколько человек просили переписать. Никому не отказывал, но что-то не припомню, чтобы появилось у кого-то подобное. Лень. Потом мою "методичку" украли. Вытащили из кармана куртки, висевшей в столовой. Это был единственный экземпляр. Обидно  страшно! Но понял одно - моя "методичка" - вещь нужная! И не только мне. Начал заново по крупицам собирать материал, уже точно зная, что необходимо, а что лишнее. Отпечатал на компьютере (на все это ушел год!). Возникло желание опубликовать материалы. Не буду описывать здесь, куда я только с этим не обращался - тщетно. К чести моего заведующего, Кузнецова Александра Аркадьевича, он сделал все возможное для того, чтобы мне помочь, но увы. Руководство Станции "произучав" мой опус в течение месяца выдало заключение: "Нам это не нужно". Я ожидал всего, что угодно: одобрения, совета, критики, уничтожающей критики, наконец, но не такого. Что ж, они были совершенно правы - ну зачем оно им! "Методичка" нужна только тем, кто столкнулся с серьезной проблемой у постели больного, а зачем она в теплом, уютном кабинете? От нее только головная боль.

    Я подсчитал себестоимость изготовления этого пособия своими силами, и получилось, что продавать за такую сумму коллегам - совестно, а дарить - самому в хорошем накладе быть. Долгое время я не видел выхода из создавшегося положения, но теперь, с развитием компьютерных технологий и сети Интернет, кажется забрезжил свет в конце тоннеля. Он перед Вами.

Предисловие от автора.

        Данное пособие составлено в соответствии с современными методическими разработками по оказанию медицинской помощи детям и предназначено для использования бригадами скорой и неотложной помощи. Пособие намеренно ограничивается только теми данными обследования и лечения, которые доступны на догоспитальном этапе. Этиологии и патогенезу заболевания отведены минимальные объемы и только там, где это необходимо для более точного осмысления происходящего. Весь материал изложен в виде своеобразных алгоритмов по тактике ведения больного.
        В пособии рассмотрены темы, которые на наш взгляд заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они с одной стороны не отличаются банальностью и повседневностью, с другой – это та патология, которая грозна наибольшей опасностью по тяжести течения и сложности прогноза. Мы намеренно не рассматриваем патологию достаточно опасную, но слишком скудную для диагностики и лечения на догоспитальном этапе, тем более, что тактика в этих случаях почти всегда однозначная. По таким критериям, например травма глаза для нас интереса не представляет.
        Как пользоваться пособием. Пособие имеет карманный формат, удобную для быстрого поиска каталожную систему с яркими криптограммами, телеграфный стиль изложения. Лишь те разделы, где требуется осмысление ситуации (и есть на это некоторое время), описаны более или менее пространно. Поэтому вполне представляется возможным использование его, непосредственно представ перед затруднительной ситуацией у постели больного.

Желаю удачи! Автор.

 

Содержание и условные обозначения:

   

1.        Значок сердца – патология сердечно-сосудистой системы.

1.1.      Острая сердечно-сосудистая недостаточность.

1.2.      Аритмии и блокады сердца.

1.3.      Особенности ЭКГ детского возраста.

2.        Значок легких – патология дыхательной системы.

2.1.      Бронхиальная астма.

2.2.      Отек легких.

3.        Песочные часы – символ гортани.

3.1.      Синдром крупа.

3.2.      Синдром стридора.

3.3.      Аллергический отек гортани.

4.        Мешочек с донорской кровью – символ шока.

4.1.      Геморрагический и травматический шок.

4.2.      Ожоговый шок.

4.3.      Анафилактический шок.

5.        Мозг – поражение мозга и его оболочек.

5.1.      Нейротоксикоз.

5.2.      Менингит.

5.3.      Отек мозга.

5.4.      Судороги.

6.        Воронка для промывания – символ острого отравления.

7.        «Черный квадрат» – ничто более не подходит для обозначения комы. Здесь рассмотрены коматозные состояния, развившиеся вследствие эндокринологических нарушений или заболеваний внутренних органов.

8.        Скелет с электролампочкой обозначает травму, полученную от электротока.

9.        Отъезжающая от берега водоема «скорая» обозначает утопление.

 

Вот так выглядит одна из страниц методички (пустые клеточки вверху - вырезаются).

По вопросам ознакомления с текстом методического пособия обращаться по адресу levol@narod.ru

на главную делу время отправить e-mail

Hosted by uCoz